Ведение воинского учета в организациях в 2023 году
Сколько ответственных за ведение воинского учета работников должно быть в организации? Могут ли эти работники вести воинский учет по совместительству?
Если в организации работает меньше 500 военнообязанных сотрудников, вести воинский учет может один работник, выполняющий соответствующие обязанности по совместительству. При наличии в компании военнообязанных работников от 500 до 2000 человек вести воинский учет должен также один работник, но уже на полную ставку, а не по совместительству. Если же в организации от 2000 до 4000 военнообязанных сотрудников, то воинский учет должны осуществлять уже два работника, объединенных в военно-учетный стол (п. 12 и п. 13 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Если в организации работает меньше 500 военнообязанных сотрудников, вести воинский учет может один работник, выполняющий соответствующие обязанности по совместительству. При наличии в компании военнообязанных работников от 500 до 2000 человек вести воинский учет должен также один работник, но уже на полную ставку, а не по совместительству. Если же в организации от 2000 до 4000 военнообязанных сотрудников, то воинский учет должны осуществлять уже два работника, объединенных в военно-учетный стол (п. 12 и п. 13 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Нужно ли вести воинский учет сотрудников, работающих по договорам ГПХ?
Нет, не нужно. Воинский учет организации осуществляют на основании документов воинского учета, представляемых гражданами при заключении с ними договорных отношений. При этом сотрудники обязаны предоставлять соответствующие документы только при оформлении с работодателем трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Если сотрудник привлекается к выполнению работ на основании гражданско-правового договора, то организация не вправе запрашивать у него документы воинского учета. В таких случаях нет документальной базы для ведения какого-либо учета. Поэтому организации в настоящее время освобождены от ведения воинского учета сотрудников, работающих по договорам ГПХ.
Нет, не нужно. Воинский учет организации осуществляют на основании документов воинского учета, представляемых гражданами при заключении с ними договорных отношений. При этом сотрудники обязаны предоставлять соответствующие документы только при оформлении с работодателем трудового договора (ст. 65 ТК РФ). Если сотрудник привлекается к выполнению работ на основании гражданско-правового договора, то организация не вправе запрашивать у него документы воинского учета. В таких случаях нет документальной базы для ведения какого-либо учета. Поэтому организации в настоящее время освобождены от ведения воинского учета сотрудников, работающих по договорам ГПХ.
Нужно ли вести воинский учет, если в организации нет сотрудников призывного возраста?
Да, нужно. Обязательному воинскому учету подлежат не только лица призывного возраста (18–27 лет), но и все военнообязанные работники, пребывающие в запасе. В частности, нужно вести обязательный учет всех работников мужского пола, отслуживших в армии, работников, уволенных с военной службы с зачислением в запас ВС РФ, а также работников, прошедших альтернативную гражданскую службу (пп. «б» п. 14 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Да, нужно. Обязательному воинскому учету подлежат не только лица призывного возраста (18–27 лет), но и все военнообязанные работники, пребывающие в запасе. В частности, нужно вести обязательный учет всех работников мужского пола, отслуживших в армии, работников, уволенных с военной службы с зачислением в запас ВС РФ, а также работников, прошедших альтернативную гражданскую службу (пп. «б» п. 14 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Подлежат ли женщины воинскому учету в 2023 году?
Организации обязаны вести воинский учет работников женского пола, только имеющих военно-учетные специальности. К подобным профессиям, в частности, относится картография, геоинформатика, издательское дело, лечебное дело, стоматология, фармация, сестринское дело, лабораторная диагностика, гидрология, метеорология, геодезия и т.д.
Полный перечень данных специальностей приведен в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Если у сотрудниц организации нет такой специальности, воинскому учету они не подлежат.
Организации обязаны вести воинский учет работников женского пола, только имеющих военно-учетные специальности. К подобным профессиям, в частности, относится картография, геоинформатика, издательское дело, лечебное дело, стоматология, фармация, сестринское дело, лабораторная диагностика, гидрология, метеорология, геодезия и т.д.
Полный перечень данных специальностей приведен в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Если у сотрудниц организации нет такой специальности, воинскому учету они не подлежат.
Нужно ли вести воинский учет работников, которые не служили в армии и которым уже больше 27 лет?
Да, нужно. Работники, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по любым другим причинам, но которым уже исполнилось 27 лет, подлежат воинскому учету на общих основаниях.
Наряду с ними воинскому учету подлежат работники, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва, а также работники, завершившие обучение на военных кафедрах при ВУЗах по программам военной подготовки офицеров, сержантов и старшин (пп. «б» п. 14 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Да, нужно. Работники, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва или не призванные на военную службу по любым другим причинам, но которым уже исполнилось 27 лет, подлежат воинскому учету на общих основаниях.
Наряду с ними воинскому учету подлежат работники, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва, а также работники, завершившие обучение на военных кафедрах при ВУЗах по программам военной подготовки офицеров, сержантов и старшин (пп. «б» п. 14 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Нужно ли вести воинский учет работников, которые уехали из России, но продолжают работать в организации?
Нет, не нужно. Сотрудники, работающие в российских организациях, но при этом постоянно проживающие за пределами территории РФ, не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и частных организациях (п. 15 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Наряду с ними воинскому учету не подлежат работники, проходящие военную службу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а также освобожденные от исполнения воинской обязанности. Соответственно, организации не обязаны вести воинский учет всех перечисленных работников.
Нет, не нужно. Сотрудники, работающие в российских организациях, но при этом постоянно проживающие за пределами территории РФ, не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и частных организациях (п. 15 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Наряду с ними воинскому учету не подлежат работники, проходящие военную службу, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а также освобожденные от исполнения воинской обязанности. Соответственно, организации не обязаны вести воинский учет всех перечисленных работников.
Что делать, если работник вообще не состоит на воинском учете в военкомате?
В таких случаях работодатель должен направить в военный комиссариат по месту регистрации работника сведения о выявлении гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на воинском учете. Данные сведения нужно направить в военкомат по форме, установленной в приложении № 10 к «Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017. При этом самому работнику нужно выдать направление в военкомат для постановки на воинский учет. Для этого нужно использовать форму направления, утв. приказом Минобороны от 10.09.2007 № 366/789/197.
В таких случаях работодатель должен направить в военный комиссариат по месту регистрации работника сведения о выявлении гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на воинском учете. Данные сведения нужно направить в военкомат по форме, установленной в приложении № 10 к «Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017. При этом самому работнику нужно выдать направление в военкомат для постановки на воинский учет. Для этого нужно использовать форму направления, утв. приказом Минобороны от 10.09.2007 № 366/789/197.
Постановка организации на учет в военкомате
Как поставить организацию на учет в военном комиссариате?
Организация должна быть поставлена на учет в военном комиссариате по месту своего учета (регистрации).
Необходимо утвердить приказ об организации ведения воинского учета в компании, которым нужно назначить ответственное за ведение данного учета должностное лицо. Таким лицом может выступать как руководитель организации, так и любой уполномоченный на это штатный сотрудник компании.
Затем нужно утвердить план работы по ведению воинского учета по форме, приведенной в приложении № 17 к «Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017, а также заполнить карточку учета организации. Карточка учета организации (форма № 18) заполняется по форме, приведенной в письме Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА. Это не обязательная, но рекомендуемая форма, содержащая все необходимые для ведения воинского учета сведения об организации-работодателе.
После оформления всех перечисленных документов организации необходимо обратиться в военкомат по месту своего учета. Далее военкомат должен согласовать план работы по ведению воинского учета и кандидатуру должностного лица, ответственного за ведение воинского учета в организации. После согласования организацию поставят на учет в военкомате и выдадут ей соответствующую справку. Точных сроков постановки на учет законодательством не установлено, и они могут различаться в зависимости от того или иного военкомата.
Организация должна быть поставлена на учет в военном комиссариате по месту своего учета (регистрации).
Необходимо утвердить приказ об организации ведения воинского учета в компании, которым нужно назначить ответственное за ведение данного учета должностное лицо. Таким лицом может выступать как руководитель организации, так и любой уполномоченный на это штатный сотрудник компании.
Затем нужно утвердить план работы по ведению воинского учета по форме, приведенной в приложении № 17 к «Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017, а также заполнить карточку учета организации. Карточка учета организации (форма № 18) заполняется по форме, приведенной в письме Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА. Это не обязательная, но рекомендуемая форма, содержащая все необходимые для ведения воинского учета сведения об организации-работодателе.
После оформления всех перечисленных документов организации необходимо обратиться в военкомат по месту своего учета. Далее военкомат должен согласовать план работы по ведению воинского учета и кандидатуру должностного лица, ответственного за ведение воинского учета в организации. После согласования организацию поставят на учет в военкомате и выдадут ей соответствующую справку. Точных сроков постановки на учет законодательством не установлено, и они могут различаться в зависимости от того или иного военкомата.
Сообщение в военкомат о приеме или увольнении работников
В какой срок нужно сообщать в военкомат о трудоустройстве работника?
Организации обязаны информировать военные комиссариаты о трудоустройстве военнообязанных работников в течение 5 дней со дня их приема на работу на основании трудового договора. Для этого при заключении с сотрудником трудового договора организация должна представить в военкомат сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, по форме, приведенной в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. В этой форме следует указать серию и номер паспорта, СНИЛС, полную дату рождения и должность, на которую был принят военнообязанный сотрудник.
Организации обязаны информировать военные комиссариаты о трудоустройстве военнообязанных работников в течение 5 дней со дня их приема на работу на основании трудового договора. Для этого при заключении с сотрудником трудового договора организация должна представить в военкомат сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету, по форме, приведенной в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. В этой форме следует указать серию и номер паспорта, СНИЛС, полную дату рождения и должность, на которую был принят военнообязанный сотрудник.
Приняли на работу сотрудника из другого города. Он прописан в Иркутске, а работает в Москве удаленно. Какой именно военкомат нужно оповестить о трудоустройстве работника – по месту его прописки или месту учета организации?
Сведения о приеме граждан на работу и об их увольнении организации обязаны представлять в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства или месту пребывания граждан (п. 33 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017). Если работник зарегистрирован и фактически проживает в Иркутске, а работу осуществляет дистанционным способом, то сведения о его трудоустройстве организация должна подать в иркутский военкомат по месту жительства сотрудника.
Сведения о приеме граждан на работу и об их увольнении организации обязаны представлять в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства или месту пребывания граждан (п. 33 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017). Если работник зарегистрирован и фактически проживает в Иркутске, а работу осуществляет дистанционным способом, то сведения о его трудоустройстве организация должна подать в иркутский военкомат по месту жительства сотрудника.
Какой военкомат нужно уведомлять о трудоустройстве иногородних сотрудников, которых компания трудоустраивает на срок до 1 года?
Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, – по месту их пребывания (п. 7 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017).
Если организация трудоустраивает иногороднего сотрудника на срок более 3 месяцев, то о заключении и расторжении трудового договора с таким сотрудником она должна уведомить военкомат по месту временного пребывания сотрудника. Другими словами, уведомить нужно военкомат по месту учета самой организации (если место учета организации и место временного пребывания сотрудника совпадают в пределах одного и того же муниципального образования).
Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, – по месту их пребывания (п. 7 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ от 11.07.2017).
Если организация трудоустраивает иногороднего сотрудника на срок более 3 месяцев, то о заключении и расторжении трудового договора с таким сотрудником она должна уведомить военкомат по месту временного пребывания сотрудника. Другими словами, уведомить нужно военкомат по месту учета самой организации (если место учета организации и место временного пребывания сотрудника совпадают в пределах одного и того же муниципального образования).
О каких изменениях в персональных данных военнообязанного сотрудника работодатель должен сообщать в военкомат?
Работодатели в обязательном порядке должны информировать военкоматы об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, а также состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Информацию об изменении перечисленных сведений необходимо направлять в военкомат в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений (пп. «е» п. 32 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Работодатели в обязательном порядке должны информировать военкоматы об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, а также состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Информацию об изменении перечисленных сведений необходимо направлять в военкомат в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений (пп. «е» п. 32 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Документы воинского учета в организации
Какие документы нужно оформлять в целях воинского учета работников вместо личных карточек по форме Т-2?
Для ведения воинского учета на каждого военнообязанного сотрудника организация должна оформлять карточку гражданина, подлежащего воинскому учету (форма № 10). Данные карточки оформляются по форме, приведенной в приложении № 22 к приказу Минобороны от 22.11.2021 № 700. В карточках указывают сведения об образовании, о месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания, семейном положении, а также о военкомате, в котором работник состоит на воинском учете. Карточки заполняют на основании приписных свидетельств (для призывников), военных билетов или временных удостоверений и справок, выданных взамен военного билета (для военнообязанных).
Для ведения воинского учета на каждого военнообязанного сотрудника организация должна оформлять карточку гражданина, подлежащего воинскому учету (форма № 10). Данные карточки оформляются по форме, приведенной в приложении № 22 к приказу Минобороны от 22.11.2021 № 700. В карточках указывают сведения об образовании, о месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания, семейном положении, а также о военкомате, в котором работник состоит на воинском учете. Карточки заполняют на основании приписных свидетельств (для призывников), военных билетов или временных удостоверений и справок, выданных взамен военного билета (для военнообязанных).
Ведение воинского учета предпринимателями
Обязаны ли ИП в 2023 году вести воинский учет своих работников?
Нет, не обязаны. В настоящее время вести воинский учет обязаны только организации независимо от формы их собственности и организационно-правовой формы (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Действующее законодательство не содержит никаких положений, которые обязывали бы предпринимателей осуществлять ведение воинского учета работников. При этом нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение обязанностей по ведению воинского учета (ст. 21.1–21.4 КоАП РФ), не предусматривают возможности наложения административных штрафов по факту неведения воинского учета на ИП.
Нет, не обязаны. В настоящее время вести воинский учет обязаны только организации независимо от формы их собственности и организационно-правовой формы (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Действующее законодательство не содержит никаких положений, которые обязывали бы предпринимателей осуществлять ведение воинского учета работников. При этом нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение обязанностей по ведению воинского учета (ст. 21.1–21.4 КоАП РФ), не предусматривают возможности наложения административных штрафов по факту неведения воинского учета на ИП.
Вручение повесток работникам
В какой срок организация должна вручить работнику повестку из военкомата?
Организации обязаны вручать работникам повестки не позднее, чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат, указанного в повестке (п. 16.2 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Если в повестке сказано, что работник должен явиться в военкомат, например, 13 октября, то повестку работнику нужно вручить 9 октября.
Организации обязаны вручать работникам повестки не позднее, чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат, указанного в повестке (п. 16.2 постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Если в повестке сказано, что работник должен явиться в военкомат, например, 13 октября, то повестку работнику нужно вручить 9 октября.
Что будет, если организация не вручит повестку работнику?
Невручение работнику повестки, пришедшей на его имя из военкомата, грозит организации штрафом по ст. 21.2 КоАП РФ. Для должностных лиц организации штраф по данной статье могут назначить в размере от 40 000 до 50 000 рублей, а для организации – от 350 000 до 400 000 рублей.
Невручение работнику повестки, пришедшей на его имя из военкомата, грозит организации штрафом по ст. 21.2 КоАП РФ. Для должностных лиц организации штраф по данной статье могут назначить в размере от 40 000 до 50 000 рублей, а для организации – от 350 000 до 400 000 рублей.
Источник: https://buh.ru/articles/voinskiy-uchet-v-2023-godu-otvety-na-chastye-voprosy.html